В последние годы искусственный интеллект прочно вошел в нашу жизнь, вызывая как восторг, так и опасения. Вокруг этой технологии существует множество мифов и заблуждений: кто-то ждет от ИИ революционных изменений, а кто-то боится полной замены человека машинами. Реальность, как всегда, оказывается сложнее. Давайте разберем ключевые тренды ИИ, которые мы обсуждали в рамках конференции «ЭйАй ВоркШоу».
Тренды в развитии искусственного интеллекта
1. ИИ создаёт большую часть контента в интернете
За последние два года большинство новых данных в интернете было сгенерировано при помощи ИИ. Большие языковые модели, такие как ChatGPT, стали мощными инструментами для создания текстов, изображений и кода. В то же время появляются более специализированные модели, которые решают узкие задачи с высокой точностью.
Например: OpenAI предлагает GPTs — специальные версии нейросети, созданные для решения конкретных задач. В отличие от универсального ChatGPT, такие боты обучены под определённые сценарии: анализ данных, кодинг, помощь в учебе, маркетинг и многое другое.
2. Чат-боты становятся более человечными
Современные боты не только общаются, но и способны имитировать эмоции, а иногда даже вести себя провокационно. Например, недавний эксперимент компании Илона Маска показал, что чат-бот может выходить за рамки стандартных ответов и даже начинать спорить или ругаться. Это поднимает важный вопрос — насколько этично создавать слишком «живых» цифровых ассистентов?
3. Автоматизированное создание контента и управление соцсетями
Многие компании уже используют ИИ для ведения социальных сетей: автоматические генераторы постов, инструменты для поиска инфлюенсеров и чат-боты для ответов подписчикам становятся нормой. Однако есть и обратная сторона — такие технологии могут разрушить личный контакт с аудиторией, которая больше доверяет живым людям.
4. Сложность адаптации сотрудников к ИИ
Исследования показывают, что лучше всего к новым технологиям адаптируются миллениалы и зумеры. Однако сами сотрудники чаще всего не хотят брать на себя ответственность за использование ИИ в работе и предпочитают, чтобы руководство приняло решение о внедрении ИИ в процессы. Корпоративное обучение ИИ-навыкам становится новым трендом, подробнее читайте здесь.
5. Завышенные ожидания от ИИ
Сегодня некоторые компании вкладывают огромные деньги в ИИ, но пока не получают ожидаемого результата. Реалистичные ожидания на сегодня такие: ИИ поможет компаниям увеличить выручку на 1−10% за 3 года, в такой результат верят 70% топ-менеджеров компаний.
Что нас ждет в будущем?
1. Искусственный интеллект заменит мобильные приложения
ИИ постепенно интегрируется в повседневные сервисы, упрощая взаимодействие с технологиями.
Например: вместо установки множества приложений пользователи взаимодействуют с ИИ-помощниками. ChatGPT, Google Assistant или Siri выполняют рутинные задачи (заказывают такси, бронируют отели, управляют умным домом).
Пока сложно выбрать лидера этого направления, потому что постоянно появляются новые инструменты.
2. Проблемы с точностью ИИ-резюме
Редакторы BBC протестировали популярные нейросети на качество пересказов новостей. Оказалось, что 50% ответов содержали существенные ошибки, 20% - фактические неточности, а 15% - искажения или вымышленные данные. Это показывает, что ИИ пока не может полностью заменить журналистов и аналитиков, все еще важно перепроверять информацию, которую выдает ИИ.
3. Живущий интеллект – новая эра ИИ
Согласно прогнозам Future Today Institute, скоро нас ждет эпоха «живущего интеллекта», когда ИИ в сочетании с биоинженерией и сенсорными технологиями создаст новый уровень взаимодействия человека и машин. Однако И И все еще не способен принимать решения за людей, а MidJourney не проводит собственные выставки, поэтому людям не стоит переживать за свою самореализацию.
Практический лайфхак: мышление футуролога
Чтобы лучше понимать будущее и возможные последствия технологических изменений, можно использовать инструмент «колесо будущего» (Future Wheel). Это метод анализа, позволяющий предсказать влияние определенного события на разные сферы жизни — от экономики до социальных взаимодействий.
Например: напишите ChatGPT: «Возьми на себя роль футуролога/экономиста/маркетолога (выберите нужную вам сферу). Рассмотри влияние ИИ на бизнес, используя метод Future Wheel» и получите развернутый анализ возможных сценариев.
Работа с искусственным интеллектом требует не только технических знаний, но и воображения. Будущее технологий формируется не само по себе — его создают люди. А значит, у каждого из нас есть возможность не только адаптироваться к новым реалиям, но и активно участвовать в их формировании.
Главное — подходить к использованию ИИ осознанно и стратегически, определяя процессы для автоматизации и внедрения в рабочие процессы сотрудников.
Комментарий от команды ЭйАй: На курсе «Практика И И: от Базы до Pro» мы разбираем, как анализировать тренды с помощью ИИ и создать свой GPTs для первого шага к автоматизации.